Повсеместная доступность автомобилей привела к тому, что количество выхлопных газов от машин стало негативно сказываться на окружающей среде. Из-за этого инженеры активно разрабатывают новые модели транспорта, которые меньше вредят экологии и предназначаются для создания более комфортной городской среды.
Поэтому в топливной системе многих современных автомобилей есть узлы, необходимые не только для движения, но и для снижения отрицательного воздействия на экологию. Один из таких элементов — каталитический нейтрализатор. Другое его название — катализатор. Он отвечает за финальную отработку выхлопных газов перед непосредственным выхлопом в атмосферу. Но, как и любая деталь, каталитический нейтрализатор имеет ограниченный срок службы.
Катализатор — элемент, фильтрующий выхлопные газы из двигателя. Система фильтров внутри собирает вредные вещества и выпускает в атмосферу уже очищенные воздушные массы. Нейтрализатор улавливает угарный газ, оксиды азота и углеводородов.
Из-за того, что устройство работает сразу с тремя видами вредных веществ, оно является трехкомпонентным. Отсутствие катализатора — повод специалистам не допустить машину к эксплуатации. С неисправностями нельзя будет пройти техосмотр.
Внешне нейтрализатор похож на глушитель: стальная бочка, вмонтированная на выпускную трубу. Но внутри есть система фильтров из керамики или стали. Фильтрующий элемент — нанесенный состав на картридж.
Отработанные газы проходят через нейтрализатор, где вступают в химическую реакцию в картриджах и выходят в атмосферу в уже очищенном состоянии. Кроме базовой очистки в катализаторах бывают системы улавливания на водных растворах, которые ставят на дизельные автомобили и аппараты с ДВС на непосредственном впрыске. Есть и сажевые фильтры, периодически выжигающие оставшиеся частицы топлива за счет мгновенного повышения температуры.
По рекомендациям автомобильных производителей катализатор необходимо заменять каждые 150 тысяч пробега, так как реагенты за этот период успевают закончиться, и смысл катализатора утрачивается. Но замена может потребоваться и ранее из-за:
Водитель поймет, что что-то не так, если:
Заменить деталь нужно до того, как она полностью исчерпает ресурс, чтобы не случилось поломок серьезнее. В компании Ultravihlop проведут диагностику и посоветуют оптимальные новые запчасти для ремонта. Заменить элемент для профессионала не составит труда, однако новый катализатор стоит дорого. Нередко стоимость запчасти доходит до 100 тысяч рублей при стоимости машины 400 тысяч. Есть альтернативное решение — удаление катализатора и установка пламегасителя.
Пламегасителем называется устройство, которое ставят в выхлопной системе вместо катализатора сразу на блоке коллектора выпуска. Пламегаситель отвечает за замедление скорости выхода выхлопных газов, снижение температуры воздуха и снижение шума.
Пламегаситель работает в условиях высокой тепловой нагрузки. Он выглядит, как небольшая перфорированная труба в корпусе из металла. Пространство между деталями заполнено жаропрочным материалом для улавливания звука и вибрации.
Из-за суровых условий эксплуатации производителям материалы для пламегасителей надо выбирать качественные, чтобы не пришлось постоянно делать замену детали. В некоторых автомобилях с высокой мощностью стоит несколько нейтрализаторов, поэтому во время замены каждый нейтрализатор придется поменять на пламегаситель.
Замена катализатора на пламегаситель самостоятельно для человека без специальной подготовки невозможна. Это ответственная работа, которую надо доверить профессионалам. Специалисты из Ultravihlop справятся с установкой пламегасителя любой сложности.
Найти пламегаситель, который идеально подходит на место катализатора, почти невозможно. Поэтому в продаже есть универсальные запчасти, подгоняемые в мастерской прямо на модели. Процесс замены выглядит так:
Этап 1. Демонтаж катализатора. Катализаторы могут быть встроены в выхлопную трубу. Они находятся прямо под дном автомобиля. Их можно легко снять, особенно, когда они закреплены на болтах. Иногда болты прикипают к резьбе из-за воздействия высоких температур, тогда место крепления срезается болгаркой, а остатки крепежа высверливаются.
Другой тип катализатора — коллекторный. Он расположен сразу на выпускном коллекторе. Снять его сложнее, так как придется демонтировать и коллектор тоже.
Этап 2. Подбор замены. Выбор на рынке автозапчастей высок. Подобрать деталь можно на любую сумму, но лучше доверить подбор профессионалам. Специалисты компании Ultravihlop оценят текущие предложения и выберут несколько оптимальных вариантов.
Не так важна марка запчасти, как ее строение: необходимо, чтобы конструкция была двухслойной. Народные умельцы пропускают этот шаг и делают ремонт самостоятельно, что приводит к быстрому выходу из строя системы, так как сварные швы, сделанные непрофессионалами, или на самодельных приборах, не выдерживают нагрузок.
Этап 3. Установка запчасти. Если пламегаситель подобран ровно под такой же размер, то его просто ставят на штатное место. Но так бывает редко. Обычно устройство подгоняют при помощи болтов и сварки. Здесь важен опыт и особые знания, так как автомобильные производители рекомендует менять катализатор только на аналог.
Этап 4. Работа с электроникой. Чтобы автомобиль запустился и не выдавал ошибок, требуется сделать перепрошивку мотора или установить «обманки». Обманкой называют наконечник на датчик, имитирующий работу нейтрализатора.
Датчик считывает нужные значения и посылает сигнал бортовому компьютеру, что все хорошо. Но «обманки» работают не всегда, а прошивка дает стопроцентный результат.
Противников замены элементов достаточно. Кто-то на собственном опыте столкнулся с негативными последствиями, а кто-то много времени проводит на автомобильных форумах и читает противоречивую информацию. Если ставить пламегаситель у профессионалов, например в Ultravihlop, а не самостоятельно в гараже, то никаких проблем с автомобилем не будем. Разберём самые популярные мифы:
«Двигатель стал есть масло». Это в корне неверное заблуждение. Расход масла не зависит от выхлопной системы. Если масло стало исчезать, то проблема прячется внутри мотора. Расход не поменяется, если правильно поставить пламегаситель и прошить машину под «Евро 2».
«С пламегасителем выхлопные газы идут в салон». Миф создан не на пустом месте. Выхлопные газы действительно могут попадать в салон, если делать замену детали самостоятельно. Система должна быть герметичной, что достигается качественным сварным швом. И катализатор, и пламегаситель должны неподвижно и герметично соединяться с трубой, тогда никакие вредные газы не попадут ни в воздух, ни в окружающую атмосферу.
«Будет громкий выхлоп». Качественный аппарат не меняет звуки выхлопа. Да, есть китайские модели из тонкого металла, но они настолько низкого качества, что их нельзя ставить по другим параметрам. Двухслойный элемент с заполнением и минеральной ваты не дает изменений звука.
«Уменьшается ресурс двигателя». За работу двигателя отвечает электронный блок управления. По полученным устройство делает расчет смеси и других нужных параметров. После удаления катализатора на электронный блок управления поступают неверные данные. Он считает их ошибкой и дает сигнал двигателю перейти в аварийный режим.
Часто подобное наблюдается с установкой «обманок». Чтобы этого не случилось, надо перепрошить систему под «Евро 2». Электронный блок управления будет знать, что нужные параметры теперь другие и делать расчеты уже под них.
Перепрошивку самостоятельно проводить опасно, так как нет универсального варианта для всех моделей автомобилей. Каждая машина прошивается индивидуально, поэтому специалисты часто включают услугу в комплекс работ.
Если вы хотите самостоятельно выбрать запчасть, а не воспользоваться советами профессионалов, то надо обращать на следующие моменты:
Выбор, установку и замену пламегасителя лучше доверить профессионалам. Это обеспечит безопасность езда и более долгую службу деталей автомобиля. Профессионалы из Ultravihlop специализируются именно на выхлопной системе машин, поэтому сделают работы быстро и качественно.